Понятия со словосочетанием «скифский звериный стиль»

Связанные понятия

Скифо-сибирский звериный стиль — особая манера исполнения изображений животных, широко представленная в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей, включая и территорию Южной Сибири.
Звериный стиль — орнаментальный стиль, возникший самостоятельно в ряде мест, строящий свои узоры из элементов условного изображения сначала только зверей, а затем человеческих фигур и птиц, полностью подчиняя изобразительные мотивы ритмам декоративного неизобразительного искусства.
Пса́лии — часть древнего уздечного набора, пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня.
Кельтеминарская культура — неолитическая культура оседлых фино-угорских народов рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI—III тыс. до нашей эры. Находки на плато Устюрт, ранее включавшиеся в состав кельтеминарской культуры, выделены в айдабольскую культуру эпохи мезолита и неолита.
Скифская триада — три характерных археологических признака, характерных для скифской культуры: оружие (особенно железный меч акинак), конское снаряжение и звериный стиль. По этим особенным вещам определяют, является ли найденное захоронение скифским. Понятие введено в 1954 Б. Н. Граковым и А. И. Мелюковой, вскоре прижилось и стало «визитной карточкой» скифов. Существуют также аналогичные редко использующиеся понятия «сакская» и «сарматская» триада.
Уйбатский чаатас — могильник в 6 км к юго-востоку от станции Уйбат в Республике Хакасия. Погребения датируются временем от III в. до н. э. до VII—VIII вв. н. э. Наиболее древние определены как относящиеся к тагарской культуре. Большинство принадлежат к таштыкской культуре. При археологических раскопках 1936 и 1938 (С. В. Киселев, Евтюхова Л. А. и др.) в погребениях таштыкской родоплеменной знати (I в. до н. э. — V в. н. э.) найдены портретные маски погребальные из гипса и терракоты, деревянная резная...
Букраний, множественное число букрании (др.-греч. βουκράνιον — «череп быка») — часто употребляемый орнамент в классической архитектуре, изначально появляется в дорическом ордере и как правило размещался в метопе фриза, впоследствии вновь вводится в обращение в эпоху ренессанса. Однако есть основания предполагать, что в античную культуру Древней Греции этот элемент был перенесён ещё из доисторической эпохи и с других географических пространств. Это можно обосновать артефактами, найденными на территории...
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Височное кольцо — бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Его носили по одному или по нескольку пар сразу.

Подробнее: Височные кольца
Культура сетчатой керамики, культура ложнотекстильной керамики — археологическая культура позднего бронзового века (вторая половина II — первая половина I тыс. до н. э.), занимавшая широкую полосу от среднего Поволжья до востока и севера Фенноскандии (включая Карелию). Характеризуется керамикой, украшенной отпечатками грубых тканей и рыболовных сетей. Сложилась на основе элементов ямочно-гребенчатой керамики, фатьяновской и поздняковской, причём последняя отчасти синхронна сетчатой. Послужила мощным...
Культура пещер, в которой прослеживается заметное влияние восточных культур, была распространена в центральной части Испании около 4000 — 3000 гг. до н. э. Названа так потому, что большинство материалов данной культуры обнаружено в пещерах.
Балба́л — тип каменной бабы; небольшой, иногда обработанный каменный столб. На Алтае и в Туве относятся к II веку до н. э.—VIII веку н. э.; в Центральной Азии к VI—IX вв. Балбалы обычно устанавливались цепочкой у курганного надгробия в Казахстане, Тыве, Монголии. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека.
Лу́нница — бронзовое, серебряное, реже золотое украшение в виде полумесяца. Отличается большим разнообразием форм, декора, ювелирных техник, приёмов и значения в составе костюма. Составляет элементы различных предметов личного убора. Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие. Один из самых распространённых типов украшений. Лунницы известны с позднего бронзового века. Были в обиходе у многих земледельческих народов Европы и Азии, включая Древний...
Майкопский звериный стиль — звериный стиль, использованный при создании артефактов (золотых, серебряных и бронзовых), обнаруженных при раскопке Майкопского кургана, а также других предметов Майкопской археологической культуре, которая датируется второй половиной IV тыс. до н. э.
Скандинавский (северный, североевропейский) бронзовый век — название археологической культуры или группы культур бронзового века в доисторической Скандинавии, которое ввёл в обиход Оскар Монтелиус. Термин охватывает период 1700—500 гг. до н. э., а памятники встречаются вплоть до территории Эстонии. Наследует культурам позднего неолита. Этнический и языковой состав неизвестен ввиду отсутствия письменных памятников, однако наблюдается культурная преемственность с последующими германоязычными культурами...
Ханива (яп. 埴輪, «глиняный круг») — японские керамические скульптуры периода Кофун в виде цилиндрических труб, посуды, животных и людей, которые устанавливались на вершинах курганов — могил древнеяпонских монархов и аристократов. Ханива сосуществовали с другими стилями керамики — Хадзи, Суэ, изделиями культур сацумон и охотской культуры.
Погребальный инвентарь — археологический термин, означающий совокупность предметов, сопровождающих захоронение. Возникновение погребального инвентаря относится, самое позднее, к эпохе верхнего палеолита. В том или ином виде погребальный инвентарь встречается в большинстве человеческих культур на протяжении всей истории вплоть до современности. В археологическим плане погребальный инвентарь, как и все прочие аспекты погребального обряда, служит важным критерием принадлежности к той или иной культуре...
Пе́рмский звери́ный стиль (Шаманские изображения, Чудские образки, Культовое литье) — разновидность звериного стиля, бронзовой художественной пластики VII в. до н. э. — XII в. н. э. лесной и лесо-тундровой зоны Северо-Восточной Европы и Западной Сибири от Камско-Вятского бассейна до водораздела Енисея-Оби.
Культу́ра штрихо́ванной кера́мики — балтская археологическая культура железного века (VII век до н. э. — V век н. э.), расположенная на территории восточной Литвы, юго-восточной Латвии, а также северо-западной и центральной Белоруссии. Разделяется на ранний и поздний периоды. В позднем периоде культурные изменения связаны с широким распространением металлургии и контактами с Римской империей, а также расширением ареала культуры на юго-востоке и влиянием зарубинецкой культуры.
Иберийское схематическое искусство — большая группа доисторических изображений, в основном пещерных рисунков, обнаруженных на Иберийском полуострове и относящихся к первым металлургическим культурам полуострова (в ряде мест даже до начала железного века). Хронология иберийских схематических изображений остаётся спорной, однако большинство археологов относят их к периоду 4-1 тыс. до н. э. В ряде мест последние образцы схематического искусства сосуществовали с ранней стадией левантийского искусства...
Хаманджия (рум. Hamangia) — археологическая культура эпохи среднего неолита, распространённая в историческом регионе Добруджа на территории Румынии и Болгарии до правого берега Дуная в Мунтении и на юге. Название происходит от с. Бая-Хаманджия, где обнаружен один из археологических памятников.
Культура серой расписной керамики — археологическая культура железного века, существовавшая в долине Ганга в период около 1100—350 гг. до н. э. В ряде мест сосуществовала с культурой чёрной и красной керамики, в ряде мест наследовала ей. Предположительно соответствует позднему ведийскому периоду. Наследником данной культуры является культура северной чёрной лощёной керамики начиная примерно с 500 г. до н. э.
Лутрофор (др.-греч. λουτροφόρος, лат. Loutrophoros) — особая форма древнегреческой керамики. От других видов керамических сосудов лутрофор отличается длинным горлышком и ручками особой формы.
Первобытное, или доисторическое искусство — искусство первобытного общества, созданное до появления письменности.
Орна́мент (лат. ornamentum «украшение») — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.
Индоиранцы, индо-иранские народы, арии — народы, разговаривающие на индо-иранских языках (индо-арийских, нуристанских и иранских) индоевропейской языковой семьи.
Тирре́нская семья́ (др.-греч. Τυρρηνοί — этруски) — гипотетическая семья языков, к которой принадлежал исчезнувший этрусский язык. Термин предложил немецкий лингвист-этрусколог Хельмут Рикс. Среди отечественных исследователей к сторонникам данной гипотезы принадлежит С. А. Яцемирский, И. С. Якубович и ряд других.

Подробнее: Тирренские языки
Ски́фо-сарма́тские языки (также Скифский язык, Скифо-сарматские наречия) — родственные мёртвые языки восточно-иранской подгруппы иранских языков, распространенных в VIII в. до н. э. — X в. н. э. на территории современной Украины, Казахстана и юга России.
Староегипетский ранний язык — язык жителей Древнего Египта, одна из стадий египетского языка. Основное распространение — Додинастический период и период Раннего царства (ок. XXXI—XXVI вв. до н. э.).
Культура чёрной и красной керамики — археологическая культура севера полуострова Индостан эпохи раннего железного века. Датируется примерно 12 — 9 вв. до н. э., и связывается с ведийской цивилизацией времён после Ригведы.
Кайраки — эпиграфические памятники, обнаруженные в Семиречье и Восточном Туркестане в конце XIX в. — начале XX в. Встречаются надгробные камни с несторианскими, исламскими и буддийскими надписями и символикой. Кайраки изготавливали из обкатанных горной рекой валунов, выбивая на них символику и эпитафии.
Традиционно возникновение письменности связывалось с деятельностью богов и культурных героев (Цан Цзе, однако в соответствующих мифологиях письменность зачастую выступает как одна из функций более широкого спектра (красноречие, память, логика, прозорливость в судопроизводстве, создание календаря: Тот, Набу). Доминирование устной традиции, предшествовавшей возникновению письменности, сказалось на отсутствии подобного персонажа в греческой мифологии: напротив, в образе Гомера, легендарного создателя...
Дипилонские амфоры — архаические аттические амфоры, украшенные погребальными сценами в геометрическом стиле, достигающие 1,5 метров в высоту.
Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2-й половины III — середины II тыс. до н.э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров (шнуровой керамики). Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области). Восточную часть фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру.
Праиндоевропейцы — носители праиндоевропейского языка, жившие на прародине индоевропейцев примерно шесть тысяч лет тому назад, во время энеолита и раннего бронзового века. Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как...
Тоха́ры (в настоящее время под этим именем чаще всего имеют ввиду псевдотохар) — народ Центральной Азии (известен с III по VIII век н. э.), говоривший на тохарских языках (то есть на языках ārsí и kučaññe); предположительно наиболее восточный носитель языков индоевропейской семьи. Не следует путать с истинными тохарами (тогарами, греч. Τοχάριοι), которые говорили на восточно-иранских языках и были родственны с юэчжами. Исследователи Р. Келлог, Е. Швентнер, В. Краузе, В. Порциг, Э. Бенвенист отмечали...
Гипо́теза неолити́ческой креолиза́ции, которую впервые выдвинул британский археолог чешского происхождения Марек Звелебил в 1995 году, касается вопроса индоевропейской прародины. Данная гипотеза рассматривает Северную Европу эпохи неолита как своеобразный плавильный котёл культур пришельцев — неолитических земледельцев с коренными мезолитическими охотниками и собирателями, в результате чего возникли индоевропейские языки.
Колт — древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по́лая металлическая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору и часто украшенная зернью, сканью, эмалью, чернью. Предположительно, во внутреннюю полость закладывался кусочек ткани, смоченный благовониями. Колты найдены в составе многих кладов на территории Древней Руси.
Чуринга — предмет культа у австралийского племени арунта, обитавшего в Центральной Австралии.
Мидийский язык — исчезнувший индоевропейский язык населения древней Мидии. Надписей не сохранилось, однако по многочисленным глоссам в персидских и древнегреческих текстах мидийский язык с уверенностью относят к северо-западным иранским языкам, при этом, в связи с реконструкцией в мидийском языке большого числа архаичных черт, он в некоторых аспектах даже больше похож на авестийский язык (из другой подгруппы иранских языков), чем на древнеперсидский язык. Остаётся дискуссионным вопрос, существовал...
Культура накольчатой керамики, или Дунайская Ib культура (по классификации Г. Чайлда), или Среднедунайская культура (в составе дунайских культур) — наследник неиндоевропейской культуры линейно-ленточной керамики, крупный археологический горизонт неолита Центральной Восточной Европы. Культура существовала в период около 4600-4400 гг. до н. э. Памятники обнаружены в Восточной Германии, Австрии, Польше и Чехии. Одним из важнейших памятников является Гозекский круг.
Бугутская надпись — памятник древнетюрского рунического письма VI—VIII вв. Найдена в долине реки Ханиугол, в 10 км от поселения Бугут в Монголии. Впервые исследована в 1956 археологом Дж. Доржсурэном. Хранится в Архангайском музее. Надпись сделана на согдийском языке. Согдийский вариант рассказывает о событиях первых 30 лет существования Тюркского каганата, содержит богатый лингвистический материал.
Тератология (от греч. τέρας, генетив греч. τέρατος — «чудовище, урод, уродство» и греч. λογος — учение) — стиль средневекового графического искусства (в орнаменте, заставках, инициалах и т. п.), основанный на нагромождении чудовищно-фантастических образов, звериных, зооморфных и антропоморфных мотивов.
Алагре́к или а-ла-гре́к (фр. à la grecque, по-гречески; англ. greek key) — французское название архитектонического прямолинейного орнамента, занятого у греков, употреблявших его на украшение каймы одежды.
Амри — археологический памятник на территории современного Пакистана. Является характерным для так называемой культуры Амри, предшествовавшей хараппской цивилизации во многих местах.
Лендьель (венг. Lengyel) — центральноевропейская археологическая культура эпохи неолита (4900—3400 гг. до н. э.).
Культура плиточных могил (плиточные могилы, плиточники) — археологическая культура древних монголов конца бронзового, начала раннего железного века. По разным источникам датируется от 1300 до 300 гг. до н. э.
Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я